Военно-Грузинская дорога на данный момент единственный прямой путь, связывающий Россию и Грузию. Мы прошли границу через пункт пропуска Верхний Ларс — Казбеги и отправились в Тбилиси по извилистому горному пути. Нам предстояло перебраться через Крестовый перевал, максимальная высота нашего маршрута составила более 2300 метров. Часть фотографий снята по дороге в Грузию, часть на обратном пути, так что не удивляйтесь резкой смене погоды в некоторых местах)

Первая часть дороги от КПП и до посёлка Степанцминда пролегает по живописному Дарьяльскому ущелью.

Даже водопады встречаются.

Вот часть очереди грузовиков на грузинской стороне. Это процентов 20 от всей очереди.

В 2014 году селевые потоки дважды перекрывали движение в ущелье и долгое время дорога не работала. Видео ниже снято почти через месяц после первого происшествия, которое случилось 17-го мая 2014.

И в августе долбанул ещё один, после которого движение по дороге также стало невозможным.

Дороги в местах схода сейчас грунтовые. Следы обвалов хорошо видны.

Но работа по расчистке проделана колоссальная.

Помимо природных опасностей есть ещё и рукотворные. Например, тоннели. Они не освещаются совсем и даже за метр до него нифига не видно, что происходит внутри, едет ли кто-то тебе навстречу или нет. Если встречная машина с включенными фарами, то нет проблем. Но в Грузии днём включать фары не обязательно, поэтому иногда и по тоннелю могут ехать без фар. А уж какого-нибудь местного фермера на ослике, или велосипед, или пешехода, или аварию точно не заметишь.

Подъезжаем к посёлку Степанцминда.

Здесь, кстати, можно поменять деньги, если вдруг вы забыли это сделать на границе. Лучше делать это в банке, у частников курсы иногда натурально грабительские. Хотя встречал и небольшие обменники с очень хорошим курсом, даже круче банковского, но редко.

Мы вот опасаемся ездить в горы из-за всяких обвалов, а люди под этими висюльками всю жизнь живут и ничего.

Не, ну и здесь умирают, канеш. Вон и кладбище.

Но природа здесь такая, что стимулирует жить долго.

Даже осликам хорошо.

А мы уже выехали из Дарьяльского ущелья.

Это место, видимо, близко к наивысшей точке дороги — снег очень близко, а температура около 12 градусов, при том, что внизу была 30.

И на двухкилометровой высоте можно заниматься хозяйством.

Речку пустили над тоннелем. Тоннель, кстати, не достроен, не работает и не видно, чтобы кто-то им занимался.

Какое-то поселение. Кажется, что оно сползает в пропасть.

Как называется каждая конкретная гора я, к сожаленью, не знаю. Не уверен, что вообще кто-нибудь знает все горы Кавказа.

Дорога порою выписывает вот такие пируэты. Представляете, сто лет назад были планы проложить трамвайную линию от Владикавказа до Тифлиса, обеспечивать энергией которую должны были несколько мини-электростанций. Но этим планам помешала первая мировая война.

Добрались до смотровой площадки неподалёку от села Гудаури.

Здесь совершенно спокойно нарисована георгиевская ленточка и ни кому не мешает. А на границе водителей заставляют их снимать.

Вид на горы.

Это Гудское ущелье.

Внизу какое-то озерко.

Вид на нас.

Чуть дальше въезжаем в крытую галерею, она призвана защищать автомобили от летящих сверху камней. Наверное, какое-то опасное место, раз построили.

Не знаю, кучка слева это следы от каких-нибудь обвалов или строители галереи просто не убрали за собой.

Село Гудаури — курортная зона, здесь можно покататься на лыжах.

Отель Panorama.

Церковь Вознесения в Гудаури.

Где-то здесь самая высокая точка перевала. Горные пейзажи никуда не девались, само собой.

Если присмотритесь, то разглядите смотровую площадку, где мы недавно фотографировались.

После села Гудаури дорога уже идёт вниз. Горы постепенно становятся больше похожи на высокие холмы, а километров за 30 до Тбилиси уже начинается магистраль в несколько полос.

О Тбилиси и других грузинских городах обязательно расскажу отдельно.